ГАИ - ВОДИТЕЛЯМ |
Телефоны "Горячей линии" УГАИ МВД КР: 63 - 09 - 00, 63 - 09 - 01
ЗАКОН
ОБ ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
(выдержки)
от 11 января 1994 года N 1360-XII
(В редакции Законов Кыргызской Республики
от 19 декабря 1996 г. NN 61 и 65,
21 ноября 1997 года № 82)
Настоящий Закон определяет место и роль органов внутренних дел в
системе исполнительной власти, устанавливает основные задачи, права и
ответственность, гарантии правовой и социальной защиты, порядок их
финансирования и материально-технического обеспечения.
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Органы внутренних дел Кыргызской Республики
Органы внутренних дел Кыргызской Республики - государственный
вооруженный правоохранительный орган, осуществляющий
исполнительно-распорядительные функции по обеспечению общественного
порядка, безопасности личности и общества и борьбе с преступностью.
Статья 2. Основные задачи органов внутренних дел
Основными задачами органов внутренних дел являются:
· обеспечение общественного порядка,безопасности личности и
общества;
· борьба с преступностью;
· исполнение уголовных наказаний и административных взысканий в
пределах компетенции;
· осуществление контрольно-разрешительных мер в сфере обеспечения
безопасности дорожного движения; учетно-регистрационная и
экзаменационная работа;
Статья 4. Содействие государственных органов, общественных
объединений, трудовых коллективов и граждан в
выполнении задач органов внутренних дел
Органы внутренних дел выполняют возложенные на них задачи во
взаимодействии с государственными органами,общественными
объединениями, трудовыми коллективами, а также формированиями
общественности, создаваемыми для содействия органам внутренних дел в
их деятельности.
Государственные органы, трудовые коллективы, должностные лица,
общественные объединения обязаны оказывать органам внутренних дел
помощь в выполнении их задач.
Долг граждан Кыргызской Республики всемерно содействовать
деятельности органов внутренних дел.
Граждане Кыргызской Республики на добровольных началах могут
работать в качестве нештатных сотрудников органов внутренних дел.
Обязанности и права нештатных сотрудников определяются решением
Правительства Кыргызской Республики.
Статья 8. Обязанности органов внутренних дел
Органы внутренних дел (сотрудники) в пределах своей компетенции
обязаны:
1) обеспечивать общественный порядок, безопасность личности и
общества;
2) выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления,
регистрировать поступающую информацию о них;
3) осуществлять дознание и предварительное следствие;
4) разыскивать лиц, совершивших преступление, скрывшихся от
следствия, дознания и суда,уклоняющихся от исполнения уголовного
наказания, пропавших без вести, а также других лиц,розыск которых
возложен на органы внутренних дел;
5) оказывать неотложную помощь лицам, пострадавшим от
правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном
состоянии;
6) участвовать в соответствии с законодательством в обеспечении и
соблюдении правового режима чрезвычайного или военного положения в
случаях их введения на территории Кыргызской Республики или в
отдельных местностях;
7) обеспечивать в пределах компетенции безопасность дорожного
движения, осуществлять контроль за соблюдением правил,нормативов и
стандартов в этой сфере, регистрацию и учет автомототранспортных
средств, прием экзаменов на право управления транспортными средствами
и выдачу водительских удостоверений, проводить государственный
технический осмотр механических транспортных средств и прицепов;
8) контролировать соблюдение правил приобретения, хранения,
перевозки взрывчатых, сильнодействующих химических, ядовитых,
наркотикосодержащих и других веществ, предметов и материалов, оружия,
боеприпасов; открытие и функционирование объектов по перечням,
определяемым законодательством Кыргызской Республики;
9) контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами
правил паспортной системы;
10) исполнять законодательство Кыргызской Республики о
гражданстве, миграции, въезде и выезде, по вопросам правового
положения иностранных граждан и лиц без гражданства;
11) осуществлять на договорной основе охрану объектов, имущества
юридических и физических лиц, а также контроль за организацией
деятельности ведомственной охраны, за исключением объектов
Национальной гвардии, Министерства обороны и Государственного комитета
по национальной безопасности Кыргызской Республики;
12) устанавливать и осуществлять в соответствии с
законодательством административный надзор,а также контроль за лицами,
осужденными к мерам наказания,не связанным с лишением свободы,или в
отношении которых исполнение приговора к лишению свободы отсрочено;
13) осуществлять производство по делам об административных
правонарушениях;
14) исполнять в пределах компетенции уголовные наказания и
административные взыскания;
15) охранять и конвоировать задержанных и заключенных под стражу
лиц;
16) осуществлять надзор за состоянием противопожарной
безопасности на объектах хозяйствования всех форм собственности и
руководство подразделениями всех видов пожарной охраны, пожаротушение;
17) организовывать специальные и военные перевозки;
18) участвовать в проведении карантинных мероприятий,
содействовать органам охраны природы в охране окружающей среды,
природных ресурсов и животного мира;
19) предоставлять на договорной основе частным детективам и
частным детективным предприятиям право пользоваться соответствующими
картотеками ОВД, не содержащими сведений секретного характера.
(В редакции Закона Кыргызской Республики от 19 декабря 1996 г. N
61)
Статья 9. Права органов внутренних дел
Органам внутренних дел (сотрудникам) для выполнения возложенных
на них обязанностей предоставляются права:
1) требовать от граждан и должностных лиц соблюдения
общественного порядка, прекращения правонарушений и действий,
препятствующих осуществлению полномочий органов внутренних дел;в
случае невыполнения законных требований применять предусмотренным
законом меры принуждения;
2) проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, если
имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления
или административного правонарушения, а также другие документы,
необходимые для проверки соблюдения правил, контроль за выполнением
которых возложен на органы внутренних дел;
3) составлять протоколы об административных правонарушениях, в
пределах компетенции налагать административные взыскания, задерживать
и доставлять правонарушителей в органы внутренних дел, производить
личный досмотр вещей и транспортных средств, изъятие вещей и
документов, применять другие предусмотренные законом меры обеспечения
производства по делам об административных правонарушениях;
4) в предусмотренных законом случаях производить
фотографирование, звуко-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование и
регистрацию лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений
либо за бродяжничество и попрошайничество, заключенных под стражу,
обвиняемых в совершении умышленных преступлений, подвергнутых
административному аресту;
5) вести учет лиц, взятых под административный надзор,
осуществлять за ними контроль, применять к ним
ограничения,предусмотренные законодательством;
6) задерживать и содержать в приемниках-распределителях для
несовершеннолетних лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста и
совершивших правонарушения, если необходима их немедленная изоляция, а
также направлять в специальные учебно-воспитательные учреждения,
доставлять в органы опеки и попечительства безнадзорных детей и
подростков;
7) задерживать военнослужащих, совершивших правонарушение и
передавать их военным комендантам, командирам воинских частей или
военным комиссарам;
8) задерживать и содержать под стражей в соответствии с
установленным законом порядком подозреваемых и обвиняемых в совершении
преступлений;
9) проводить в установленном законом порядке освидетельствование
лиц, допустивших правонарушения, на предмет употребления алкоголя,
наркотических, токсических и других психотропных средств либо
направлять или доставлять их для его проведения в медицинские
учреждения;
10) вызывать в органы внутренних дел граждан по делам и
материалам, находящимся в их производстве, получать от граждан
объяснения, справки, документы и снимать с них копии; подвергать
граждан в случаях и порядке, установленных законом, принудительному
приводу;
11) проводить экспертизы по уголовным делам, ревизии,
исследования по материалам проверок, привлекать специалистов для
участия в производстве следственных действий и оперативных
мероприятиях;
12) осуществлять в соответствии с законодательством
оперативно-розыскные мероприятия, в том числе с применением
технических средств, в целях пресечения и раскрытия преступлений;
13) осуществлять во взаимодействии с таможенными органами досмотр
ручной клади, багажа и досмотр пассажиров гражданских воздушных судов,
в порядке, устанавливаемом Правительством Кыргызской Республики;
14) при наличии предусмотренных законодательством оснований
беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам
помещения, на территорию и в помещения предприятий, учреждений,
организаций (кроме дипломатических и консульских представительств
иностранных государств в Кыргызской Республике) и осматривать их в
целях обеспечения общественного порядка, задержания преступника,
спасения жизни, здоровья или имущества человека. О всех случаях
проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан органы
внутренних дел уведомляют прокурора в течении 24 часов;
15) при наличии предусмотренных законом оснований входить
беспрепятственно на территорию и в помещения предприятий, учреждений,
организаций (кроме дипломатических и консульских представительств
иностранных государств и международных организаций в Кыргызской
Республике) независимо от подчиненности и форм собственности, а также
в помещения, используемые гражданами для занятий индивидуальной и
трудовой деятельностью, проводить с участием собственника либо его
представителя или уполномоченного им лица осмотр производственных,
складских, торговых, служебных помещений, транспортных средств, других
мест хранения и использования товаров и имущества; получать от
руководителей, должностных лиц и работников предприятий, учреждений,
организаций, а также граждан необходимую информацию, сведения,
документы, письменные объяснения, относящиеся к проверяемой
деятельности;
16) ограничивать или временно запрещать доступ граждан на
отдельные участки, объекты и территории в целях обеспечения их личной
безопасности, общественного порядка и общественной безопасности, а
также для проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных
действий;
17) при проведении мероприятий по розыску бежавших из под стражи
лиц, карантинных мероприятий, в местах массового произрастания
дикорастущих наркотикосодержащих растений, нереста ценных пород рыб,
на территории национальных парков, государственных заповедников и
заказников устанавливать совместно с иными государственными органами
контрольно-пропускные пункты;
18) получать беспрепятственно и безвозмездно по возбужденным
уголовным делам, имеющимся материалам проверок статистическую,
оперативную и отчетную информацию в банках,финансово-кредитных
учреждениях независимо от форм собственности, а также в учреждениях
государственного статистического агентства, в том числе компьютерную,
о кредитно-денежных операциях физических и юридических лиц;
опечатывать кассы, другие места хранения денег, товарно-материальных
ценностей и документов, принимать иные меры, обеспечивающие их
сохранность; производить контрольные закупки; изымать образцы сырья,
полуфабрикатов и продукции;
19) вносить в соответствующие государственные органы,
общественные объединения или должностным лицам, а также лицам, занятым
индивидуальной и иной трудовой деятельностью и другими видами
предпринимательства, представления о необходимости принятия мер по
устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений и
других правонарушений;
20) безвозмездно пользоваться для проезда всеми видами
общественного транспорта городского,пригородного и местного сообщения
(кроме легкового такси), а в сельской местности - также попутным
транспортом; в служебных целях бронировать или приобретать вне очереди
проездные документы на все виды транспорта;
21) беспрепятственно использовать транспортные средства (кроме
транспортных средств дипломатических, консульских представительств
иностранных государств, международных организаций и специального
назначения) для проезда к местам происшествий и чрезвычайных ситуаций,
доставления в медицинские учреждения граждан, нуждающихся в экстренной
медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступление и
доставления их в органы внутренних дел, а также в иных случаях, не
терпящих отлагательств;
22) беспрепятственно пользоваться в служебных целях средствами
связи, принадлежащими юридическим и физическим лицам;
23) безвозмездно пользоваться средствами массовой информации в
целях предупреждения преступлений и других правонарушений, укрепления
правопорядка, установления обстоятельств преступлений и лиц, их
совершивших, розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда, без вести
пропавших;
24) осуществлять контрольно-разрешительные и ограничительные
мероприятия по приобретению, хранению, перевозке огнестрельного
оружия, боеприпасов, взрывчатых, сильнодействующих химических,
ядовитых и других веществ, предметов и материалов по перечням,
определяемым законодательством Кыргызской Республики;открытию
оружейно-ремонтных, пиротехнических, штемпельно-граверных предприятий,
магазинов, торгующих оружием, стрелковых тиров и стендов;
25) осуществлять контроль за исполнением и соблюдением
министерствами, государственными комитетами и административными
ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от
их ведомственной принадлежности и форм собственности, противопожарных
требований, стандартов, норм и правил, согласовывать их новые проекты;
направлять должностным лицам и гражданам предписания об устранении
выявленных нарушений, назначать обязательные экспертизы для
установления причин пожаров, а также контрольные испытания
оборудования, изделий, веществ, материалов на предмет пожароопасности;
полностью или частично приостанавливать или запрещать ведение работ,
эксплуатацию предприятий, производственных участков, цехов,
сооружений, электрических сетей и других агрегатов и оборудования при
нарушениях правил пожарной безопасности, осуществлять совместно с
заинтересованными органами контроль за пожарной безопасностью товаров,
работ, услуг (сертификация), выдавать лицензии в соответствии с
действующим законодательством;
26) привлекать в чрезвычайных ситуациях силы и средства
противопожарных и аварийно-спасательных служб, транспортные и другие
материально-технические средства, независимо от их ведомственной
принадлежности, в целях своевременной эвакуации людей, материальных
ценностей из опасной зоны и ликвидации последствий чрезвычайных
обстоятельств;
27) контролировать деятельность министерств, государственных
комитетов и административных ведомств, предприятий, учреждений и
организаций в части обеспечения безопасности дорожного движения и
окружающей среды, строительства и эксплуатации автомобильных дорог и
иных дорожных сооружений, разработки образцов новой автотранспортной
техники и выдавать обязательные для исполнения предписания;
согласовывать проекты правил, нормативов, стандартов и учебных
программ, относящихся к этим сферам деятельности; ограничивать и
запрещать при необходимости движение транспорта и пешеходов на улицах
и дорогах,проводимые на них работы, эксплуатацию технически
неисправных транспортных средств, останавливать транспортные средства
и проверять у водителей документы на право пользования и управления
ими, путевые листы и соответствие перевозимых грузов
товарно-транспортным документам; отстранять от управления
транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения, а
равно не имеющих документов на право управления или пользования ими;
задерживать и доставлять на специальные стоянки транспортные средства
для временного хранения;
28) выдавать лицензии в соответствии с действующим
законодательством;
29) контролировать работу частных детективов и детективных
предприятий на территории Кыргызской Республики.
(В редакции Законов Кыргызской Республики от 19 декабря 1996 г.
NN 61 и 65)
Статья 12. Право органов внутренних дел (сотрудников) на
применение мер физического воздействия, специальных
средств и огнестрельного оружия
Органам внутренних дел (сотрудникам) предоставляется право в
случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом, применять меры
физического воздействия, специальные средства и огнестрельное оружие.
Статья 13. Применение мер физического воздействия
Сотрудники органов внутренних дел применяют физическую силу, в
том числе специальные боевые приемы рукопашного боя и подручные
средства, для предотвращения и пресечения преступлений и других
правонарушений, задержания лиц, их совершивших, самообороны,
преодоления противодействия законным требованиям сотрудников органов
внутренних дел, если ненасильственные способы не обеспечивают
выполнение возложенных обязанностей.Статья 14. Применение специальных средств
Сотрудники органов внутренних дел применяют специальные средства,
состоящие на вооружении органов внутренних дел, в следующих случаях:
1). для отражения нападения на граждан, сотрудников органов
внутренних дел и иных лиц, выполняющих служебный или общественный долг
по обеспечению общественного порядка и борьбе с преступностью.
2). для освобождения заложников.
3). для пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений
общественного порядка.
4). для отражения нападений на здания, сооружения, помещения,
транспортные средства, земельные участки независимо от их
принадлежности либо их освобождения.
5). для задержания правонарушителей, если они оказывают
неповиновение или сопротивление сотрудникам органов внутренних дел,
иным лицам, выполняющим возложенные на них обязанности по обеспечению
общественного порядка и борьбе с преступностью, доставления их в
органы внутренних дел, конвоирования и охраны задержанных, заключенных
под стражу лиц, подвергнутых административному аресту либо если
имеются основания полагать, что они могут совершить побег или
причинить вред окружающим или себе, а также в отношении лиц, умышленно
препятствующих сотрудникам органов внутренних дел осуществлять
возложенные на них законом обязанности.
Запрещается применять специальные средства в отношении женщин,
малолетних, лиц с явными признаками инвалидности, кроме случаев
совершения ими нападения, угрожающего жизни, группового нападения либо
оказания вооруженного сопротивления.
Перечень специальных средств утверждается Правительством
Кыргызской Республики.Статья 15. Применение и использование огнестрельного оружия
Сотрудникам органов внутренних дел предоставляется право хранения
и ношения табельного огнестрельного оружия.
Огнестрельное оружие применяется сотрудниками органов внутренних
дел в следующих случаях:
1). для защиты граждан и самозащиты от нападения, угрожающего
жизни и здоровью, а равно освобождения заложников.
2). для отражения группового или вооруженного нападения на
сотрудников органов внутренних дел, других лиц, выполняющих служебные
обязанности или общественный долг по обеспечению общественного порядка
и борьбе с преступностью, а также иного нападения, когда их жизнь и
здоровье подвергается опасности.
3). для отражения группового или вооруженного нападения на важные
и охраняемые объекты, жилые помещения граждан, помещения и здания
государственных и общественных органов, предприятий, учреждений,
организаций, отражения нападений на войсковой или служебный наряд
органов внутренних дел.
4). для задержания лиц, оказывающих вооруженное сопротивление
либо застигнутых при совершении преступления, совершающих побег из под
стражи (кроме содержащихся под административным арестом), а также для
задержания вооруженных лиц, отказывающихся выполнить законное
требование о сдаче оружия.
Применению оружия, как правило, должно предшествовать
предупреждение о намерении его применения.
Без предупреждения оружие может применяться при внезапном или
вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники,
транспортных средств, летательных аппаратов, морских (речных) судов,
освобождении заложников, побеге из под стражи с оружием либо с
использованием транспортных средств, а также побеге лиц,находящихся
под стражей, из транспортных средств во время их движения.
Сотрудники органов внутренних дел имеют право использовать оружие
в следующих случаях:
1). для остановки транспортных средств путем их повреждения, если
водитель не подчиняется требованиям сотрудников органов внутренних дел
и ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.
2). для защиты от нападений животных.
3). для подачи сигнала тревоги, вызова помощи, а также для
производства предупредительного выстрела.
Запрещается применять оружие в отношении женщин и
несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного
нападения, оказания вооруженного сопротивления, захвата заложников,
транспортных средств либо угрожающего жизни группового нападения.
Сотрудник органов внутренних дел имеет право обнажить оружие и
привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке
не исключена возможность его применения. Совершение задерживаемыми
лицами посягательственных и других умышленно неожиданных действий,
попытки приблизиться к сотруднику органов внутренних дел ближе
указанного им расстояния, достать что-либо из одежды без команды,
прикоснуться к его оружию, а равно иные опасные действия и движения,
которые могут быть истолкованы сотрудником органов внутренних дел как
угроза насилия, предоставляют ему право применить огнестрельное оружие
в соответствии с настоящим Законом.
Во всех случаях применения и использования оружия сотрудник
органов внутренних дел обязан принять необходимые меры для обеспечения
безопасности окружающих граждан, оказания неотложной медицинской
помощи пострадавшим.
О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудник
органов внутренних дел в течение 24 часов с момента его применения
обязан представить рапорт начальнику соответствующего органа
внутренних дел по месту своей службы или по месту применения
огнестрельного оружия.
Copyright © 2001 |